Перед самым окном был ряд подстриженных деревьев

Упражнение 406 — Русский язык 7 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник

Вопрос

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните слитное, дефисное и раздельное написание слов со скобками.

Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отв..рить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как (будто) он (на) стороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отв..рил окно. Ночь была свежая и (не) подвижно (светлая). Перед самым окном был ряд (под) стриже. .ых дерев, ч..рных с одной и серебристо-освещё..ых с другой стороны. Под деревами была какая (то) сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми (кое) где листьями и стеблями. Далее за ч..рными деревами была какая (то) блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с (ярко) белым стволом и сучьями, а выше его почти полная луна на светлом, почти (без) звёздном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе. (Л. Толстой)

2. Выпишите из текста подчинительные союзы. Объясните их написание и значение (пользуйтесь таблицей на с. 165).

3. Вслух выразительно прочитайте текст. Какое настроение он передаёт? Подчеркните слова, с помощью которых описаны цвета ночи.

4. Составьте схемы первого и последнего предложений, объясните постановку знаков препинания.

Подсказка

Объясним правописание слов:

  • отворить (ство́рки), об локот ился (ло́коть). о стан овились (ста́нет)- проверяемая гласная;
  • как будто — правописание союзов;
  • настороже -словарное слово;
  • не подвижно (спокойно) — не с наречием;
  • под стриж енн ых, о свещ ённ ых — одна и две буквы н в суффиксах причастий;
  • чёрн ых (чернеть) — правописание о-ё после шипящих в корне;
  • какая-то — правописание неопределённых местоимений;
  • блест ящая, ра ст ительность — корень с чередованием е//и;
  • ярко-белым (оттенок) — правописание сложных прилагательных;
  • без звёздном — слитное написание приставок.

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 4

Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Тренировочный текст представлен в первом занятии.

Абзац или фрагмент текста с типом речи описанием. Параллельная логическая связь предложений. Абзац или фрагмент текста с типом речи рассуждением

Описание заключается в изображении целого ряда признаков, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно. Описательный текст похож на картину или фотографию. Мы вместе с автором переводим взгляд с одной детали на другую, в конце концов воспринимая всё полотно как единое целое.

В публицистике авторы описывают портрет реального героя или реального явления природы. В художественной литературе описание — главный инструмент в создании образа как персонажей, так и природы или среды обитания.

Рассмотрим два описательных фрагмента. Исследуем логическое развитие мысли в абзаце из рассказа Л. Толстого «После бала».

«(1) Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. (2) Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I подвитыми усами, белыми же подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. (3) Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами, длинными, стройными ногами. (4) Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Здесь в первом предложении, зачине, указано действующее лицо, производитель действия — отец Вареньки. А дальше в этом предложении идут «признаки предмета», черты, характеризующие полковника: был красивый, статный, высокий и свежий старик. Всё это предложение выступает тезисом — основным общим утверждением, которое затем получит своё развитие в деталях.

Тезис развивается во всех последующих предложениях, каждое из которых добавляет свои «признаки» к «предмету», образу полковника. При этом сам «предмет» остаётся без изменения, проявляясь в каждом последующем предложении местоимением он. Такая логическая связь предложений называется параллельной.

Задание. Есть ли в этом абзаце развитие действия во времени или мы видим действующее лицо — полковника всего, как на картине или фотографии?

Теперь проанализируем логику соединений предложений в абзаце из романа Л. Толстого «Война и мир».

«(1) Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, чёрных с одной и серебристо освещённых с другой стороны. (2) Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. (3) Далее за чёрными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее — большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его — почти полная луна на светлом, почти беззвёздном весеннем небе».

Следование «данного», того, о чём уже известно, и «нового» будет соответствовать такой логической связи предложений и частей внутри предложений:

Читайте также:  Дизайн штор для окон за диваном

1-е предложение перед окном — ряд дерев
2-е предложение под деревами — растительность
3-е предложение за деревами — крыша, правее [крыши] — дерево, выше его [дерева] — луна

Перед нами типичная последовательная связь (см. занятие 4), кроме начала третьего предложения, иллюстрирующая наличие действия. Однако здесь нет развития действия во времени и нет глаголов движения, но есть действие, производимое нашим глазом: мы как бы скользим взглядом от предмета к предмету.

Задание. Найдите в тексте слова (и самостоятельные части речи, и предлоги), указывающие на перемещение авторского и нашего взгляда.

На примере этих фрагментов можно выявить характерные черты описания:

а) отсутствие развивающегося во времени действия;
б) параллельная логическая связь предложений (отрывок про полковника). В этом случае в первом предложении содержится тезис, раскрываемый в последующих предложениях (к слову, может быть и обратная зависимость — от частного к общему, и тогда тезис будет содержаться в последнем предложении);
в) последовательная связь предложений языковой модели (отрывок из «Войны и мира»);
г) темы описательных текстов либо действующее лицо, либо объект (неодушевлённый предмет, место, природа), либо событие, где участвует действующее лицо.

Грамматическое оформление описания. Чтобы описать субъект или объект, автору в качестве главных членов предложения понадобятся:

а) существительные (Осень.);
б) безличные глаголы (Знобит. Светало.);
в) глаголы состояния (Всё заснуло.);
г) слова категории состояния (Маше холодно. В вагоне душно.);
д) глагольные связки быть или есть с существительными, прилагательными, числительными в составном именном сказуемом (Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.);
е) краткие прилагательные и причастия (Девочка красива. Дверь закрыта.).

При описании автор будет оперировать глаголами несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Именно эти глаголы, обозначающие действие, не ограниченное временным пределом, объединяют предметы-существительные в общую картинку и создают у читателя ощущение единого времени.

Рассуждение имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль. Рассмотрим признаки речевого типа рассуждения на примере художественной прозы — абзаца из рассказа Л. Толстого «После бала», когда Иван Васильевич делится со слушателями впечатлением о пережитом им наказании солдата.

«(1) Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? (2) Ничуть. (3) «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. (4) Но сколько я ни старался — и потом не мог узнать этого. (5) А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

В этом абзаце сохраняется действующее лицо всего произведения — рассказчик, я. Предмет его внимания (тема) — размышление над произошедшим с ним событием. Микротема выстраивается следующим образом. В зачине, первом предложении, указывается предмет рассуждения — тезис: вопрос рассказчика окружающим и себе самому о том, «что я видел». Далее идёт анализ, добавляющий «новое» к тезису: второе предложение — отрицательный ответ на вопрос; в третьем сложном предложении опять вопрос и опять попытка ответа как мыследеятельность рассказчика; четвёртое предложение — попытка и окончательный ответ. Наконец, пятое предложение начинается как продолжение четвёртого «а не узнав», а заканчивается выводом, к которому в результате поисков истины пришёл рассказчик. Предложения сложные по своему строению, однако анализ логики их соединения показывает, что они связаны параллельной логической связью.

Итак, характерные черты рассуждения:

а) как и в описании, в рассуждении присутствует логическое раскрытие тезиса, но не как общего и частного, а как тезиса и аргументов или причины и следствия;
б) как и в повествовании, в рассуждении есть движение, но не действия во времени, а мысли автора или героя;
в) тип связи предложений чаще всего параллельный;
г) темы художественных и публицистических текстов или фрагментов текстов с этим речевым типом — рассуждения автора или героя о проблемах, событиях, явлениях, самих себе.

ВАЖНО! Рассуждать можно только тогда, когда есть предмет рассуждения, иначе тема рассуждения. В этом смысле может выступать и субъект, и объект, и событие, и некая абстракция (любовь, добро, зло, русский язык), по поводу чего размышляет автор (мы с вами пытались, например, рассуждать, анализируя тему и идею авторского текста).

Грамматическое оформление рассуждения. Рассуждая, авторы часто вводят глаголы-опознаватели думал, полагал, был уверен и т. п, и риторические вопросы (найдите риторический вопрос в исследуемом отрывке). В самом же рассуждении употребимы разные глагольные формы, придаточные условные, сложные синтаксические конструкции с разными формами глаголов.

Задание. Докажите, что текст в тренировочном варианте ЕГЭ относится к рассуждению-размышлению. Где — в экспозиции или вступлении — заявлен тезис и предмет рассуждения? В каких абзацах содержится анализ и обоснование автором своей позиции? В каких абзацах содержится вывод? Соответствует ли он основной мысли текста?

Читайте также:  Самые мощные магнитные щетки для мытья окон

Источник

Война и мир. Книга 1, стр. 135

По опекунским делам рязанского именья князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что, проезжая мимо воды, хотелось купаться.

Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский веселый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но, узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.

Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но веселой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чем она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном все так же, как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею и почти насильно оставил его ночевать.

В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский, несколько раз взглядывая на Наташу, чему-то смеявшуюся, веселившуюся между другой, молодой половиной общества, все спрашивал себя: «О чем она думает? Чему она так рада?»

Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

— Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.

— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…

Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

— Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

— Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

— Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони:

— Ведь второй час.

— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

Читайте также:  Как продавать пластиковые окна пвх

— Ах, Боже мой! Боже мой! что ж это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день, простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса был темна, в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он?» — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из этой поездки, князь Андрей решил осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решения. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему прийти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь, после своих уроков жизни, опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми а la grecque буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные, как преступление, мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти-то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строг, решителен и в особенности неприятно логичен.

Источник

Поделиться с друзьями