Как раньше называлось окно

Что в старину использовали в окнах вместо стекла

Примечательно, что английское window – по-нашему «окно» — происходит от wind, то есть «ветер», «дыхание». В русском языке в основе этого слова лежит корень «око». Можно сказать, что для англичан «окно» — это орган дыхания, а для русских – способ созерцания, око в мир Божий.

Хотя в древние времена, до IX века, в жилищах с глинобитными печами, которые наши предки топили по-чёрному, окон вовсе не было, потому что домочадцы берегли тепло. Позднее, по той же причине оконца стали делать очень маленькими и располагали их как можно выше.

Издревле на Руси отверстия в бревенчатых стенах закрывали самыми разнообразными природными материалами. Чаще всего использовали паюс – плёночный мешок, где у рыбы находится икра. Также в дело шла светлая кожа крупных особей из семейства карповых, которую очищали от чешуи и высушивали в растянутом состоянии.

Часто проёмы закрывали более крепким и прозрачным материалом — бычьим мочевым пузырём. Кроме этого, по возможности в ход шли тонкие древесные пластины, сыромятная кожа животных, холст, пергамент, пропитанный жиром, а в зимнее время — лёд.

Но самым прозрачным средством считалась слюда — слоистый природный минерал, который легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча этого материала считалась для наших предков важнейшим промыслом. «Мусковита», как называли русскую слюду, почиталась на чужбине самой качественной. На Руси этот дорогостоящий минерал для окон могли позволить себе только цари, князья, вельможи и зажиточные крестьяне. Хотя кое-где в Сибири залежи слюды встречались прямо на поверхности почвы. Величали её «хрусталём» и «стеклом московским»…

Из всех перечисленных подручных средств только редкая, самая качественная слюда могла сравниться по уровню прозрачности со стеклом. Однако окна в русских избах служили не только источником дневного света, но и защищали дом от непогоды, насекомых и мелких животных. « Вставни » из досок, нередко обитые тканью, на ночь прочно закрывались для защиты жилища от диких животных. Медведь был частым гостем в русских селениях.

С XIV столетия наши предки стали использовать косящатые окна с рамами из тёсанных брусьев-косяков, куда вставлялась обтянутая оконница. До этого встречались только волоковые окна — небольшие отверстия, которые «заволакивались» изнутри доской, двигающейся в вырезанных пазах.

Стеклодувные мастерские на Руси известны с XII века, однако стекло было совсем дорогим удовольствием, и шло оно в основном на изготовление посуды и украшений. В качестве оконных витражей его изредка использовали только в княжеских хоромах. Первый стекольный завод в России появился в середине XVII века, а в массовом порядке окна в городских зданиях у нас стали остеклять спустя столетие.

Избы с оконницами из слюды в русских деревнях ещё встречались в начале XX века…

В следующих публикациях читайте, почему в России установили крепостное право.

Источник

История создания окон. Развитие первых оконных систем в России

Просто невозможно, немыслимо представить себе дом без окон. Кажется, что этот элемент появился вместе с самыми первыми жилищами. Но это не так: первые окошки упоминаются лишь во 2-м тысячелетии до н.э. А потом окно прошло огромный путь развития, превратившись из простого отверстия к сложным системам.

Читайте также:  Как найти вентиляционное окно

Какими были первые оконные проемы?

История окон насчитывает больше 4 тысячелетий. Но первые конструкции были максимально примитивны. Их делали в виде отверстия для воздухообмена и естественного освещения.

В истории создания окон «замешан» даже Вельзевул – правда, тогда он назывался Бал Зевул, и он был богом грома и плодородия. Его сослало на землю верховное божество, чтобы тот жил среди людей. Как гласит предание, он жил в золотом дворце с серебряными украшениями. Были в том замке и окна.

Как менялись оконные формы?

В историческом плане можно проследить, что роль окна (воздуховода и естественного освещения) сначала выполнял дымоход. Если вы хоть раз видели баню, которая топится по-черному, то с огромной вероятностью у нее было очень маленькое окошко или не было вовсе. Дыра в потолке юрты, вигвама, других простейших жилищ – тоже своеобразные окна.

Самые же необычные окошки сохранились у северных народов. Оконный проем также выполняет роль входа и завешивается, если нужно, шкурами животных.

Однако уже во времена Помпеи, впоследствии погибшей из-за вулкана Везувия, обнаруживаются первые застекленные окна. Их установили в термах (банях), а размеры проема составляли вполне приличные 90х120 см.

Из-за сложности производства и дороговизны материалов окошки сначала ставили в храмах и «административных зданиях», дворцах. А самыми востребованными по форме и эстетичности стали витражи. Изготовить «полотно» из множества цветных стеклянных кусочков было проще. Так, один из самых первых известных витражей – это окна Софийского собора в далеком Царьграде (Константинополе). Цветное застекление в византийской столице датируют 330-м годом нашей эры.

Русские окна: технологии и разнообразие

В Киевской Руси находки, свидетельствующие об использовании оконных стекол, датируют 10-м веком. Археологи находили выдувные стекла с «лепешками» («пирожками»), выдуваемыми специально для оформления оконного проема. В Европе такие стали применять только в 13-м веке. Однако полноценного, современного стеклянного окна на Руси еще не было.

Чтобы закрыть оконный проем, применяли слюдяные пластины, рыбий паюс, промасленный холст или деревянную заглушку. В зимнее время могли вставить даже лед. Хотя окошко выходило не таким дорогим, а делали его маленьким, потери тепла были существенными. Так были изобретены другие оконные системы: так называемые волоковые окна.

История деревянных окон была впечатляющей. Даже исходная конструкция закрывающихся («заволакивающихся») окошек была совсем не примитивной:

  • ставилась оконница (оконный переплёт);
  • в него на холодное время года вправлялась окончина (кроме стекла распространены были брюшина или бычьи пузыри;
  • внутри дома устанавливали волок (задвижной ставень);
  • для удобства размещали оконные вставки (наподобие откосов);
  • завершали убранство и защищали окошко ставни.

Привычным считалось наличие окон в горнице в двух стенах, а в светлице («женской» комнате) – с трех или четырех сторон. Считается, что это облегчало типичный женский труд – от прядения до шитья, вязания.

В 17-м веке история появления окон сделала новый виток. По Европе распространялось новшество – увеличенные оконные проемы с большим стеклом, пропускающим много света. Царь Петр I увидел новинку и повелел завести эту моду и у нас. Ее тоже пришлось насаждать, но этому мешала и объективное ограничение – нехватка стекла. Собственная стекольная фабрика в России появилась лишь в 1635-м году, а до 6 заводов мощности производителей увеличились лишь к 18 веку.

Окна в мифах и ритуалах

Кроме основной функции, окно осмыслялось в мифологии. Истории про окна встречаются в фольклоре. У славян этот проем считался «нерегламентированным» или «опасным» входом в дом. В него могли войти духи, через окошко выносили покойника. Этот проем и до сих пор используют в магических целях, для выполнения ритуальных действий.

Читайте также:  Штора рулонная для окна мансардного велюкс

На протяжении всей истории окна домов у славян становились местом общения с потусторонними силами:

  • В Польше и в Карпатах гроб выносили через этот проем, чтобы покойный не стал вампиром.
  • В Заонежье влазили в новый дом через окно, если боялись прогневать старого домового.
  • На Полесье и у словаков убеждены, что душа улетает через окно именно в виде птицы.
  • У всех славянских народов есть идея, что раскрытые настежь окошки и двери помогают роженице разродиться.
  • В Новгородской губернии умерших от холеры выносили через оконный проем и сразу же заколачивали его досками, чтобы холера не смогла вернуться с кладбища в дом.
  • Типичное русское поверье – после смерти человека обязательно поставить стакан воды на подоконник, чтобы улетающая душа могла омыться.

Символика славянского оконного оформления

Даже у наличников на окна история своя. Их украшали резьбой и в ритуальных целях, и для красоты. По этому элементу можно было определить статус владельцев дома. По ним смотрят и период (время), к которому относится образец деревянного зодчества. Искусству вырезания ажурных узоров и их символике обучались долгие годы.

Некоторые из значений узоров:

  • солнце – в виде ромба;
  • поле – вытянутый ромб;
  • равносторонний крест – солнце-оберег, защита от нечисти;
  • 6- или 8-конечная звезда, вписанная в круг, – знак грома, мужества, доблести, смены дня и ночи;
  • утки и лебеди – уносят солнце вечером, изображаются внизу;
  • конь – приносит солнце утром, изображается вверху.

Новейшее время: скачок от дерева до пластика

Времена восхитительных, искусно выполненных наличников прошли. Уже с 1935 года немец Вильгельм Франк запатентовал свое изобретение – поворотно-откидную фурнитуру. А в 1959-м А.Пилкингтон представил флоат-технологию – изготовления гладкого стекла путем налива пластов стекломассы на оловянные пластины.

Пришла эпоха пластика. В 1954-м году о себе заявила немецкая компания Dinamit Nobel, поставив в здание первый пластик. Эта компания была детищем того самого Альфреда Нобеля. Они выпустили свое творение под маркой Trocal.

Оконные профили из поливинилхлорида выпускались серийно, став массовым продуктом. Также важной вехой в истории пластиковых окон стала возможность окрашивания пластика во все цвета RAL – 179 оттенков, и дополнение дизайна ламинированием с любым оттенком и даже рисунком.

Проблемы пластиковых окон

Пока в Союзе разрабатывали модели деревянных окон для разных серий типовых домов, и не думали о пластике, в США его активно внедряли в производство. Однако первые окна в истории не прижились. Все оказалось несколько сложнее: американцы упорно считали пластик некачественным, «одноразовым» материалом, годным лишь для детских игрушек и недолговечной тары.

История возникновения окон сохранила отчаяние первых компаний, которые «бились» на этом рынке за положительную репутацию. Только после 20 лет уговоров американцы начали массово ставить ПВХ-конструкции. После этого история окон ПВХ пополнилась такими вехами, как появление экологических требований к материалам. Только в 2000-х (у компании Трокал – в 2001-м) стали появляться конструкции, отвечающие даже самым жестким экологическим требованиям.

Перспективы оконного рынка

История развития окна поражает разнообразием. Так, параллельно появлялись венецианские и французские окна. С появлением ПВХ в «сотрудничестве» с алюминиевым профилем стало возможно разрабатывать и производить самые фантастические проекты остекления, включая панорамные и другие варианты.

Уже никого не удивить самыми разными типами конструкций: духовыми, слуховыми, мансардными, второго освещения, конструкциями из металлопластика, дерева, стеклопластика (фибергласса). Каким станет окно будущего? Это увидят уже будущие поколения.

Читайте также:  Как помыть окна мойкой высокого давления

Источник

«Очи» русской избы: окна и их обрамление

Продолжая тему старинного деревянного дома (» Русская изба: как что называлось » и » Русская изба: как что называлось. Продолжение «), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:

· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;

· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;

· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.

Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!

Источник

Поделиться с друзьями