Как делают слюдяные окна

Первые стекла в окнах были изо льда

Что там говорить, предки наши были раньше весьма изобретательны и природные богатства использовали с умом

Лед вместо стекла в окне

Например, лед вставляли в окна. Особенно это актуально было в северных регионах. Правда такое окно не плакало только в холодную зиму, а с появлением весеннего солнышка начинало в буквальном смысле слова «омываться слезами».

Слюда вместо стекла

Люди, которые жили в горах или предгорье, решали проблему с окнами иным способом — они закрывали оконный проем слюдой. В те времена это полезное ископаемое можно было без труда добыть практически везде. И слюда стала настоящим прорывом в оконной отрасли, ну практически так же как сейчас появление сенсорного окна — планшета.

Рыбья кожа вместо стекла

Предшествовала слюде рыбья кожа. На самом деле рыбья кожа очень прозрачная и прочная. Кожа с крупных рыб аккуратно снималась и высушивалась, потом натягивалась на оконный проем. Прозрачным такое стекло вряд ли можно было назвать, но зато оно защищало от ветра и мошкары. На ночь окно закрывали массивными задвижками, именно оттуда потом пошли окна со ставнями.

Бычий пузырь вместо стекла

Еще одним материалом, которое заменяло стекло, был бычий пузырь от крупного рогатого скота. Бычий пузырь имел более высокую степень прозрачности и не требовал дополнительной подготовки. Некоторые умельцы заменяли стекло бумагой или тканью. Материал обильно пропитывали жиром и натягивали на оконный проем.

Вот таким образом наши предки защищали свои дома от ветра и холода, дождя и перегрева. Но все же хорошо, что у нас есть стекло, которое решает такие задачи как декор интерьера, безопасность, приватность, защита от проникновения, обогрев и даже кондиционирование.

Планшет вместо стекла

А в последнее время стекло вышло совершенно на новый уровень — оно стало планшетом и телевизором. Только представьте, что на стекле вашего окна можно смотреть любимый сериал, проверять электронную почту или устроить совещание с коллегами по всему миру через скайп. Фантастика? Нет, это уже реальность. А все начиналось со льда. Настоящая эволюция, почти по Дарвину:)

Источник

История русского окна

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует «око», от которого и образовалось овальное или круглое «окно». Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными «глазами» жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса («шитухи»), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы «наращивали» полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились «утеплиться»: щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Читайте также:  Как шпаклевать углы окна

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Источник

2. 1. Оконницы слюдяные XVII-XVIII веков

Окно совмещает в себе две противоречивые функции. Первая из них — связующая. Она заключается в создании условий для проникновения света в помещение, а также обеспечения визуальных связей между интерьерами и улицей, в основном в направлении интерьер—улица. В то же время окно должно, принимая на себя функции стены, изолировать интерьеры от неблагоприятных внешних погодно-климатических условий: ветра, осадков, колебаний влажностно-температурного режима.

Слюдяные оконницы в достаточной степени соответствуют двум этим требованиям. При хорошем качестве слюды оконница пропускает в помещение необходимое количество света (заданное при строительстве оконного проема) и обеспечивает визуальные связи интерьера с улицей. И в то же время правильно собранное и пригнанное слюдяное полотно способно полностью изолировать помещение от ветра и атмосферных осадков. Конструкции древних оконных заполнений успешно препятствуют активному воздухообмену, что позволяет более или менее успешно поддерживать необходимую температуру в помещениях.

Наиболее распространенная форма проема — прямоугольная. Чаще всего окна эти в высоту больше, чем в ширину, однако изготавливались и многоколодные окна, ширина которых превышает высоту.

Достаточно распространены были также проемы с криволинейными лучковыми перемычками. Нередко встречаются и двухарочные перемычки с гирькой. Помимо этого, устраивались круглые проемы и проемы, перекрытые килевидной аркой.

Художественный облик оконницы, ее важнейшие составные части — габариты, форма, пропорции, — пребывают в прямой зависимости от проемов, которые они заполняют. Параметры же проемов, в свою очередь, зависят от функциональной необходимости (количество минимально необходимого света, высота помещений, уровень пяты свода) и конкретных конструктивных решений (форма перемычки), массив вышележащей стены.

Анализ пропорций проемов показал, что соотношение ширины и высоты находится в прямой зависимости от общих габаритов проема: с увеличением размеров он удлиняется по высоте. Необходимость делать перемычку незначительной протяженности, чтобы не ослабить прочности стены, заставляет увеличивать высоту проема сравнительно с шириной, чтобы в достаточной степени осветить помещение.

Типологически рисунки слюдяных оконниц разделяются на пять основных групп: косящатые, прямоугольные, геометризованные, кольчужные, кубчатые, радиально-круговые.

Самый представительный тип — косящатый. Рядовые полосы здесь расположены наклонно, под углом к контурной полосе и деревянным обвязкам. В силу жесткости конструкции и простоты исполнения косящатые оконницы получили наибольшее распространение (рис. 54, 55, 56). Они составляют примерно половину всех слюдяных заполнений.

Помимо сплошной косящатой сетки, пересечение полос которой образует ромбовидные ячейки, вытянутые по высоте, можно различить еще оконницы косящато-центрические. В центре таких оконниц могут быть изображения кругов, овалов, восьмиугольников, цветков (рис. 57—62).

Прямоугольная сетка также встречается достаточно часто. Ею могут быть заполнены проемы самых разнообразных форм: прямоугольные, круглые, двухарочные. Это наиболее распространенная разновидность оконниц после косящатых.


Рис. 54. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 55. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 56. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 57. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 58. Оконница слюдяная. ГИМ

Прямоугольные сетки также можно разделить на две группы: сплошная прямоугольная сетка и прямоугольно-центрические (рис. 63, 64). Встречаются комбинированные образцы, объединяющие прямоугольный центрический и косящатый типы (рис. 65).

Кольчужный тип рисунка составлен из отдельных колец, связанных в единый геометрический орнамент. Это самостоятельная весомая группа, способная заполнить проем любой формы. Встречаются как упрощенные варианты с кольцами круглой и овальной формы, так и усложненные (рис. 66).

Нередко встречается и геометрический линейный орнамент. Пересечения полос образуют фигуры квадратных и прямоугольных очертаний.

Кубчатый тип рисунка подражает аналогичному типу оконных решеток. Этот тип орнамента был достаточно широко распространен в XVII—XIX вв. в изделиях декоративно-прикладного искусства даже в тех случаях, когда он был лишен конструктивного содержания, как, например, в росписях поливных изразцов (рис. 67— 69).


Рис. 59. Оконница слюдяная в железной обвязке. Музей Коломенское.

Рис. 60. Оконница слюдяная в железной обвязке. Музей Коломенское.

Рис. 61. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 62. Оконница слюдяная. ГИМ

И, наконец, следует отметить достаточно крупную типологическую группу — оконницы радиально-круговые, радиально-центрические. Орнамент этот применен в тех случаях, когда пропорции рамы приближаются к квадрату, и в них хорошо вписываются окружности (рис. 70). В тех случаях, когда рама несколько вытянута в высоту, к центральному квадрату, в который вписана окружность, сверху и снизу добавляются дополнительные элементы. В качестве подтипа этой большой группы можно выделить оконницы, значительно вытянутые по вертикали. В таких случаях боковые обвязки рамы как бы вырезают, выхватывают из законченной композиции фрагменты общего рисунка. Оконницы эти могли быть частью общей трехчастной композиции, боковые или центральные части которой утрачены (рис. 71—78).

Нередкой принадлежностью орнаментальной структуры слюдяных оконниц является крест. Такие оконницы использовали в культовых постройках — храмах, домах причта, братских келиях.

Таковы основные типы рисунка слюдяных оконниц.


Рис. 63. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 64. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Несколько подробнее следует остановиться на косящатом орнаменте. В оконнице косяк конструктивен: взаимное пересечение диагональных полос образует жесткую систему треугольников. Эта система придает достаточные прочностные качества не только слюдяной сетке, но и всему заполнению, включая деревянную раму. Форма косящатого орнамента вызвана конструктивной необходимостью. И тем не менее диагонально-сетчатый орнамент — один из самых распространенных и любимых декоративных типов барокко и последующих художественных эпох, который одинаково успешно применялся и в тканях, и в мебели, и в мелкой пластике, и в интерьерных росписях.

Размеры каждого отдельного косяка в оконницах зависели от качества слюды, в частности от величины ее отдельных кусков, из которых набирается полотно (рис. 54— 55). Независимо от размеров косяков пропорции их — величина стабильная. Отношение длинной диагонали ромба, образованного косяком, к короткой приближается к величине 4:5. Абсолютные размеры колеблются в весьма широких пределах: в одних оконницах встречаются косячные ячейки 50х70 (по диагонали), в других — 200×250.

На некосящатых оконницах нередко встречаются косящатые элементы, которые придают дополнительную жесткость общей конструкции полотна.

Существовало два основных конструктивных типа оконных рам: растворный и глухой. Растворные рамы навешиваются на петли, а глухие закрепляются в проеме неподвижно. Растворные обвязки снабжались металлической арматурой: петлями, затворными устройствами.

В отдельную группу можно выделить тип подъемных переплетов: глухая рама с подъемной кареткой, которая скользит вверх и вниз по наружным вертикальным обвязкам в специально выбранных для этого пазах. В закрытом состоянии она покоится в нижней части проема, при проветривании каретку поднимают и закрепляют на подпорках (рис. 74).

Читайте также:  Коммерческое предложение по установке окна


Рис. 65. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 66. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Деревянная рама — это конструктивная основа, к которой крепится металло-слюдяной каркас. Крепление каркаса к раме осуществляется двумя способами: 1) сетка прибивается гвоздями к наружной пласти обвязки; 2) сетка вставляется в паз, выбранный в середине внутренней кромки обвязки.

Первый тип, как наиболее оправданный, сообщающий раме повышенные прочностные качества, употребляется чаще, чем второй. Его можно, в свою очередь, подразделить на два подтипа: крепление сетки к раме внакладку и крепление в четверть, выбранную на внутреннем ребре обвязки.

Сетка, прибиваемая к деревянному переплету, крепится к ней гвоздями, прочно связывает элементы обвязки в жесткую раму. При соединении сетки и рамы в паз такого крепления не происходит.

Обвязочные бруски рамы вяжутся в местах соединений шипами, отличные от современных и тех, которые применялись в XVIII и XIX вв. Один из элементов соединения представляет собой вилку, которая входит в специально выбранные пазы в перпендикулярном ему обвязочном бруске. Можно назвать три типа шипов, применяемых в древних оконницах:

— прямоугольный или прямой; как паз, так и шип представляют собой прямоугольный параллелепипед;

— сковородень, в поперечном сечении паз и шип трапециевидны; шип забивается в фальц впритирку и держится в нем за счет силы трения, а конструкция сковородня не позволяет вилке разойтись и тем самым ослабить фрикционное сцепление элементов обвязки;

— клинчатый тип также рассчитан на силы трения: как известно, клинчатые конструкции — одно из самых надежных соединений, основанных также на фрикционном принципе, широко применяемом в технике.

Прямоугольные и сковородневые типы встречаются достаточно часто, клинчатые — реже.

Шипы в обвязках с отобранной фаской делаются таким образом, что шип во внутреннем уголке как бы продолжает воображаемую линию ребра обвязочного бруска. В тех случаях, когда отобрана не фаска, а калевка, конструкция шипа несколько усложняется — шип начинается в месте пересечения калевки на наружной пласти бруска.


Рис. 67. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 68. Оконница слюдяная. ГИМ

Шип, как правило, делается в вертикальных обвязках, а паз — в горизонтальных, то есть в верхнем и нижнем. Однако встречаются и комбинированные типы, когда шипы и пазы устраиваются как в горизонтальных, так и в вертикальных брусках. В случае, когда верх лучковый, шипы в нижнем бруске, а в верхнем — пазы.

Обвязочные бруски должны прочно соединяться между собой, иначе они неизбежно разойдутся. Существовало несколько способов воспрепятствовать этому. Самый распространенный из них — это соединение элементов обвязки посредством крепимой к раме металло-слюдяной сетки заполнения.

Один из способов скрепления элементов обвязки — применение нагелей. Поначалу нагеля имели форму клина, изготавливались из древесины твердых пород и вбивались в шип, чтобы не расщеплять обвязку; нагеля клинчатой формы делали не круглыми и не квадратными, а прямоугольными в поперечном сечении и вбивали их длинной стороной вдоль волокон шипа.

В XVIII—XIX вв. и до сегодняшнего дня соединения сверлят, а затем в круглое отверстие вводят на клею нагель цилиндрической формы.

И, наконец, элементы рамы могли соединяться один с другим при посредстве набиваемых на ее поверхность уголков. Уголки в отдельных случаях могли совмещать с петельными картами.


Рис. 69. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 70. Оконница слюдяная. ГИМ

В ряде случаев обвязка могла окалевываться. Калевка отбирается, как правило, на интерьерной кромке обвязки, а в случаях, когда слюдяное полотно соединено с обвязкой «в паз», рама окалевывается с обоих фасадов.

Широко бытовал и упрощенный тип калевки — фаска, скошенный уголок, который делался не отборником, а более простым инструментом, отчего размеры фаски а также угол наклона к граням обвязки мог колебаться в ощутимых пределах. Фаска в местах крепления к брускам прутов обычно прерывается для прочности их крепления.

И, наконец, следует отметить тип обвязки, лишенной калевки. Бруски таких обвязок в поперечном сечении прямоугольны.

Большая часть рам не окрашена. Первоначально они, по-видимому, были покрыты олифой. Встречаются обвязки, на поверхности которых можно заметить остатки клеевых составов, нанесенных с интерьерной стороны. Такие случаи встречаются тогда, когда глухая рама вставлялась в проем без коробки, на раствор. При побелке оконных откосов заодно белилась и рама.

Встречаются случаи масляной окраски. При этом окраска может быть дифференцированной. Например, калевка с внутренней кромкой окрашены в красный колер, остальная часть обвязки — черным цветом.

Размеры сечения обвязки — функция от общих габаритов заполнения. Исходные причины этого искать следует в прочностных требованиях к обвязкам: чем больше оконница, тем массивней должна быть рама. Железные растворные рамы применялись в холодных помещениях, когда не требовалось колоды, и навесить оконницу можно было на крюки, заложенные в стену. Такая рама состоит из четырех отдельных железных брусков, скрепленных заклепками. Толщина рамы — около 7 мм, ширина — 60—70 мм. Слюдяное полотно крепится к раме железной контурной полосой при помощи заклепок. Пруты не врезаны в раму, они заправлены между рамой и полосой, закрепляющей слюдяное полотно. Заклепками же крепятся накладные петли и запоры.


Рис. 71. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 72. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 73. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 74. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 75. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 76. Оконница слюдяная. ТЕМ

Рис. 77. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 78. Оконница слюдяная. ГИМ

Скобянка на деревянных рамах устанавливается только на растворных обвязках.

Петли крепятся на верхней и нижней частях одного из вертикальных брусков. На другом бруске устанавливаются крюки, скобы, различные запорные приборы. Уголками скрепляются углы деревянной рамы. Уголки могут совмещаться с петлями, а могут существовать отдельно, как самостоятельные элементы.

Металлическая арматура крепилась к раме железными гвоздями, которые загибались с обратной стороны обвязки и еще раз вбивались в дерево. До введения в практику шурупов это был наиболее распространенный и прочный способ крепления.

Петли и уголки изготавливались из тонкой жести толщиной 0,2—0,3 мм, такая толщина позволяла производить художественную прочеканку поверхности. Петли могли изготавливаться и из более толстого железа — 2—4 мм, по периметру их снималась фаска.

Металлические приборы окрашивались масляной краской либо покрывались полудой.

Если рама несет конструктивно вспомогательные функции, то основные функциональные нагрузки заполнения как проводника света и изолятора интерьеров от непогоды выполняет слюдяное полотно. Оно представляет собой отдельные пластины слюды, соединенные с помощью спаренных металлических полос, либо сшитые.

Формы слюдяных пластин, направление, величина, густота, взаимное расположение, линейная конфигурация полос, местоположение и форма репеек, живописные фрагменты, отделка поверхности деталей, — все это и формирует художественный облик оконницы.

В окнах во все времена применялся прозрачный материал, хорошо пропускающий свет. Им могли быть рыбный пузырь, промасленная ткань, лед, слюда, стекло. В XVI—XVII вв. из всех перечисленных самым качественным, а потому и самым ходовым материалом была слюда. Она превосходила по своим функциональным свойствам даже стекло, в то время еще малопрозрачное и тяжелое.

Слюда применялась всюду, где нужно было обеспечить хорошую светопроводность и прозрачность: в окнах строений и судов, в дверях, в каретах, в мебели, в фонарях.

Читайте также:  Стандартная ширина откоса окна

Слюда представляет собой легко расслаиваемый прозрачный естественный минерал. Она обладает достаточной прозрачностью, имеет незначительную толщину и вес, устойчива к химическим и биологическим агентам, несгораемая.

При изготовлении оконницы мастер располагал кусками слюды различной величины. Незначительные размеры дешевой слюды ухудшают качества оконницы: сгущение сетки полос увеличивает расход железа, утяжеляет конструкцию, уменьшает светопроводность и ухудшает визуальные связи. Поэтому мелкомасштабные сетки можно объяснить лишь низким качеством исходного материала.

В оконницах сложных рисунков мастер, реализуя конкретную художественную идею, и творя в стилевых рамках своего времени, был зависим от размеров и формы слюдяных пластинок. Подбирая и комбинируя их, он набирал полотно таким образом, чтобы отходы слюды были минимальными.

Слюдяные пластины соединялись друг с другом «внахлест», а затем скреплялись полосами шириной, несколько большей ширины нахлеста. Толщина слюды колеблется от 0,1 до 0,8 мм. Самой распространенной толщиной можно считать 0,1—0,4.

Слюдяные ячейки могли расписываться полупрозрачными составами. Чтобы живопись от соприкосновений не истиралась, ее покрывали сверху другой тонкой слюдяной пластиной.

Широко бытующее представление о том, что слюдяные оконницы — прерогатива XVI—XVII вв., не вполне правомерно. Еще в середине XVIII века в окнах московских строений могли использовать слюдяные заполнения.

Рядовые полосы, помимо скрепления кусков слюды в единую прочную конструкцию, выполняют еще одно важное назначение: они препятствуют проникновению сквозь швы холодного воздуха, атмосферных осадков, ветра. Материалом для полос служило черное либо белое железо.

По месту применения полосы бывают контурные и рядовые. Контурные полосы охватывают полотно по периметру. Они гвоздями крепятся к раме либо вставляются в паз. Все остальные полосы — рядовые. Рядовые и контурные полосы различаются по ширине. У рядовых эта величина в среднем составляет 7—9, реже 10—12 мм. Ширина контурных полос больше, она составляет преимуществен-

но 11—12, 12—14, реже 14—18 и даже 26 мм. Встречаются оконницы, у которых ширины рядовых и контурных полос одинаковы. Следует еще заметить, что в пределах одной оконницы ширина рядовых полос — величина не обязательно стабильная. При внимательном рассмотрении различные размерные типы часто оказываются разновременными, то есть часть из них была привнесена в процессе поздних ремонтов.

В отдельную категорию следует выделить дуговые полосы, ширина которых может колебаться в значительном диапазоне в пределах одного отрезка. Разница самой узкой (у концов) и самой широкой (в середине) частей дуговой полосы составляет около 4 мм.

Сравнение толщин полос показывает, что величина эта у рядовых и контурных полос примерно одинакова и составляет преимущественно 0,2—0,3 мм.

В поперечном сечении полосы могли профилировать уголком либо скругляли дугой. Профилированные полосы значительно более распространены, чем плоские. Конструктивно они более оправданы: кромками лучше прижимаются к слюде.

Уголковому типу рядовых полос не обязательно должен соответствовать этот же тип контурных. Контурные полосы в большинстве своем — плоские. Из соображений декоративности их иногда профилировали малорельефным двойным уголком.

Подавляющее большинство полос лишено декора. Иногда их украшали точечной прочеканкой заусеницами наружу, либо делали их фигурными.

Полосы при недостаточной длине наращивали соединением внахлест. В кузнице отковывали ориентировочный расчетный погонаж полос, а при производстве слюдяного полотна их нарезали и по мере необходимости остатки (обрезки) сращивали. Места сращивания нахлестывали друг на друга. Среди форм нахлестов можно выделить четыре основных типа: прямые, стрелки, трапеции и дуговые. Наиболее простые в исполнении, а потому наиболее распространенные прямые окончания. Нередки случаи одновременного применения разных типов.

Полосы из черного железа могли покрывать масляными противокоррозионными составами.

Если в слюдяной пластине встречались трещины, то на них накладывались отдельные отрезки полос, отростки. Они применялись очень широко — не только ремонтные, но и первоначальные. Как правило, по своим параметрам они абсолютно идентичны рядовым полосам (если те и другие одновременны).

Обычно отростки одним концом сопрягаются с полосой регулярной сетки. В этих случаях конец отростка заведен под полосу. Встречаются, однако, отростки, не соприкасающиеся с рядовыми полосами, находящиеся в середине слюдяной ячейки — плавающие отростки. Окончания отростков, как и нахлесты полос, имеют четыре разновидности: прямые, стрелки, трапеции и дуговые.

Гвозди на оконницах применены двух типов: 1) скрепляющие рядовые полосы, так называемые носковые и 2) гвозди крепления контурной полосы.

Носковые гвозди скрепляют полосы с шагом в среднем около 30 мм. Часто шаг продиктован размерами отдельной ячейки. Носковые гвозди обычно незначительного размера. Длина их колеблется в среднем от 4 до 7 мм. Толщина стержня носкового гвоздя — величина более стабильная. Сторона квадратного сечения средней части гвоздя составляет 1 мм. Шляпки при средней высоте 0,5 мм в диаметре составляют 2—4 мм. Шляпки гвоздей крепления контурной полосы значительно превышают носковые по габаритам. При наиболее распространенном диаметре 7—9 мм высота их колеблется в среднем около 2,5—3,0 мм. Шаг их колеблется в более широких пределах, чем шаг носковых гвоздей, в среднем 40—60 мм.

Носковые гвозди в половине случаев ориентированы шляпками наружу, а загнутыми стержнями — в интерьер, во всех остальных случаях — наоборот шляпками в интерьер, стержнями наружу.

Рядовые полосы могли скреплять не гвоздями, а треугольными скрепками, изготовленными из полос, вставляемых в продольные щели нужной длины; выбираемыми в полосах и загибаемыми с двух сторон. Этот прием был, по-видимому, не очень распространен и применен как остроумный выход из положения в условиях нехватки или полного отсутствия носковых гвоздей.

Пруты придают жесткость и прочность на прогиб слюдяному полотну. Подавляющее большинство сохранившихся прутов изготовлены из железа, но иногда их делали и деревянными. Сечение железных прутов — круг, прямоугольник и квадрат. Наиболее жестким из них следует признать прут прямоугольного сечения. Диаметры прутов круглых сечений и стороны квадратных составляют около 5—6 мм.

Деревянные пруты в сечении квадратны — 8×8 мм, с фасками с наружной стороны. Пруты в деревянные рамы врезаются во внутренние кромки таким образом, что они соприкасаются по краям с контурной полосой. При железной раме расплющенные концы прутов зажаты между рамой и контурной полосой.

Репейки — декоративная деталь оконницы.

По технологическому признаку все репейки можно подразделить на два типа: 1) вырезанные из жести и 2) отлитые из олова.

Можно выделить и три габаритных типа: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Первые два типа применяются по одному, либо по два-три типа в различных сочетаниях, декоративными вкраплениями в рисунок полотна. Последний же тип применен на рядовых полосах некоторых оконниц. Мелкомасштабные репейки крепятся носковыми гвоздями, а потому шаг их размещения на полосах равен шагу носковых гвоздей.

Комбинированные варианты, то есть применение двух или трех типов репеек, могут иметь место при оловянных литых репейках.

Репейки ажурные крупномасштабные представлены двумя типами: «орленые» и «огурцы». Под ажурные репейки подкладывалась красная александрийская бумага.

Жестяные репейки крупномасштабны. По форме они либо круглые, либо восьмиугольные. Обычно они декоративно прочеканены мелкими отверстиями заусеницами наружу. Среднемасштабные репейки самостоятельно не встречаются, а только в сочетании с ажурными. Мелкомасштабные репейки применяются в рядовых полосах, в местах крепления носковых гвоздей. Крепятся все репейки к полотну носковыми гвоздями. Ориентируются репейки в окне наружу, на улицу.

Источник