Двери тамерлан что это

«Двери Тимура» Верещагин. Картина 1872 года

«Двери Тимура (Тамерлана)»

Кратко о живописном полотне

В. В. Верещагин широко известен своими жанровыми произведениями, утверждающими тему Востока в российском искусстве. Знаменитая картина «Двери Тимура (Тамерлана)», написанная в 1872-1873 гг., относится к Туркестанскому циклу картин художника.

Полотно переносит нас в эпоху великого среднеазиатского полководца, знаменитого своей жестокостью. Это полотно — не изображение какого-то значительного исторического события, а воссоздание образа прошлого.

Перед нами на полотне – вход во дворец хана. Мы видим изысканно украшенные старинные тяжелые двери. Они словно возвращают нас в древнюю цивилизацию. Кажется, что вот-вот из ворот выйдет сам Тимур, Тамерлан.

С поразительной исторической точностью воспроизвел Верещагин сложный орнамент дверей, удивительно достоверно нарисовал охранников, которые в тяжелых халатах и полном вооружении, словно статуи, замерли по обеим сторонам ворот под палящим южным солнцем. Мы не видим лиц охранников, но их оружие – сабли, луки, стрелы, щиты, копья – выписано художником так тщательно, что кажется материально ощутимым.

Неподвижность этих воинов создает ощущение бессмысленной, темной и жесткой силы. Так, используя самую простую композицию, художник передает зрителю с полотна дух средневекового деспотизма. Любуясь экзотичностью костюмов, роскошной резьбой двери, колористической гармонией, безошибочно чувствуешь дыхание кровавой эпохи.

Композиция картины «Двери Тимура (Тамерлана)», как и ее сюжет, необычны. Полотно не имело аналогов в русском искусстве, представляя новый тип исторической картины. Уже на первой выставке, на которой картина была представлена, она получила высокую оценку больших мастеров русского реализма И. Н. Крамского и В. В. Стасова.

Помимо описания картины В. В. Верещагина «Двери Тимура (Тамерлана)», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

Источник

Что скрывают двери Тимура?

В творчестве Василия Верещагина важное место занимали темы исторических событий, культуры и быта народов, живущих в странах Средней Азии. Несколько лет он прослужил в чине прапорщика при генерал-губернаторе Туркестана, участвовал в сражениях, был ранен. За ратные подвиги даже получил орден Святого Георгия IV степени. Несмотря ни на что Верещагин увёз в сердце восхищение местной природой, творчеством мастеров Востока, яркими красками национальных одежд… Эти впечатления вылились в цикл работ под названием «Туркестанская серия», к которой принадлежит и полотно «Двери Тимура (Тамерлана)», написанное художником в 1872-1873 годах.

Надо сказать, что писалась серия во время пребывания художника в Санкт-Петербурге, Париже, Мюнхене. Она частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — быту, традициям и культуре местного населения.

Верещагин открыл для зрителя совершенно новые темы, ранее неизвестные широкому зрителю и никем не писанные. Можно сказать, нашёл свою дорогу в русском искусстве, чем снискал себе популярность. Но тематика, колористика и техника живописи оказались сложными для восприятия современников. Их новизна и необычность поначалу вызвали неоднозначную оценку. Многим коллегам художника, среди которых были, например, Василий Перов и Илья Репин, «Туркестанская серия» казалась чужеродной. Впрочем, со временем всё же возобладало мнение Ивана Крамского утверждавшего, что картины Верещагина — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.

Отзываясь о «Дверях Тимура» Крамской напишет: «Эти тяжёлые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию… что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».

«Двери Тимура (Тамерлана)» — большое полотно, это холст размером 213 x 168. Оно представляет новый тип исторической картины, при этом композиция и сюжет необычны. Верещагин с документальной точностью изображает декоративный резной орнамент дверей мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, можно даже разглядеть мельчайшие детали прихотливой резьбы.

На их фоне яркие экзотические одежды вооруженных стражников выглядят пёстро, но внушительно… Два , увешанных оружием, воина застыли в напряжённом ожидании хозяина дворца. Они вглядываются в роскошную, явно очень тяжёлую дверь и прислушиваясь к шагам. Они будто охраняют от непосвящённых или неверных непостижимое, таинственное и завораживающее царство Средней Азии.

Яркие или мрачные гигантские полотна

Читайте также:  Как открыть дверь убежища бункера альфа

Художник сделал невероятное. С одной стороны человек любуется искусной работой древних резчиков и восхищается яркостью нарядов стражей, а с другой словно погружаешься в кровавую эпоху Тамерлана.

Далеко не все способны были воспринять трагическую, ничем не приукрашенную реальность верещагинских полотен. К творческим противникам Верещагина принадлежал его коллега по цеху эстет Александр Бенуа, который предпочитал видеть только красоту.

Полотна Верещагина представлялись ему антиэстетичными. «Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пёстрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект, — писал он, — нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, — эти полотна действовали, как тяжёлые кошмары горячки».

Поразительно, но наглухо закрытые двери тем не менее «приоткрывают вход» в царство Тамерлана.

Справка. Хромой Тимур или Тамерлан считают одним из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир с 1370, создатель крупной державы со столицей в Самарканде, основатель династии тимуридов.

Опираясь на богатый опыт своих предшественников, он сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений. Завоевательные походы Тимура отличались жестокостью даже по средневековым меркам. Говорили, что Железный хромой пришёл в этот мир, чтобы утопить его в крови.

И вместе с тем эмир был довольно образованным человеком, знал много языков, любил общаться со мудрыми старцами, знал наизусть Коран и 99 имён Аллаха. Постройки Тимура, в создании которых он лично принимал деятельное участие, демонстрируют его редкий художественный вкус. К слову, у себя в Самарканде он собрал лучших представителей искусства и науки разных стран.

Как написано в древних книгах, Тамерлан наложил проклятье на тех, кто потревожит его покой после смерти. Надпись на нефритовой надгробной плите гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

Исторически достоверен факт, что гробница Тамерлана в мавзолее Гур Эмир в Самарканде всё-таки была вскрыта советскими учёными. И произошло это 21 июня 1941 года, менее чем за сутки до нападения фашистской Германии на СССР.

Из воспоминаний Малика Каюмова, бывшего кинооператором при вскрытии могилы:

«Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. „Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные“»…

О необычной встрече оператор рассказал остальным, и его подняли на смех. На следующий день после удивительного случая, 21 июня, учёные вскрыли могилу, а 22 -го началась война. Естественно, все кинулись искать старцев. Однако их так и не нашли. Более того, хозяин чайханы сказал, что он видел стариков только однажды, в тот день когда Каюмов с ними беседовал…

Остальным там делать нечего

Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено выдающимся советским ученым-антропологом Герасимовым. В результате исследования черепа полководца, по уникальным технологиям была воссоздана внешность Тамерлана, благодаря чему теперь можно знать, как выглядел полководец.

Позже, по словам Каюмова, в октябре 1942 года на фронте он добился встречи с маршалом Жуковым. Уверовав в предсказание старцев, он объяснил командующему ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19-20 ноября 1942 года. В эти дни произошел коренной перелом в Великой Отечественной: наши войска осуществили прорыв и перешли в наступление в Сталинградской битве.

Читайте также:  Железную дверь чтобы открывалась во внутрь

Много позже гробница Тимура всё же стала местом паломничества туристов. Местные жители обратились с просьбой навсегда запечатать мавзолей. И он был закрыт в официальном порядке. Теперь навестить гробницу величайшего завоевателя могут только мулла и учёные. Остальным там делать нечего…

Василий Васильевич Верещагин

Русский художник, мастер батальной картины Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году.

Всю жизнь Василий Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане, участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии. В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Посетил Сирию и Палестину, США, Филиппины, у Кубу, Японию.

Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагин с жестким реализмом раскрывает изнанку войны. Погиб художник в походе. Вместе с русскими моряками он сгинул при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура 31 марта (13 апреля) 1904 года во время русско-японской войны…

Источник

Василий Верещагин.

1872-1873.

Помню, что эта огромная (более 2 метров в высоту) картина производила на меня, юного посетителя музея, тягостное впечатление. Вроде бы ничего особенного – дверь как дверь, ну старинная, резная, наверное, тяжелая. Но поза насторожившихся часовых, а главное, страшное имя хозяина, который, казалось, вот-вот появится из-за этой двери, ведущей как будто в преисподнюю, невольно вызывают тревогу. Конечно, источник этих ощущений – удивительное искусство Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), воссоздавшего, подобно кинематографу, прошлое, населившего его, казалось бы, навсегда исчезнувшими тенями страхов. Ведь двери дворца Тамерлана Ак-Сарай в Шахрисабзе не сохранились, от дворца ныне – лишь руины. Так случилось, что сам художник не оставил заметок по истории создания этого произведения. Две работы из знаменитой Туркестанской серии отчасти поясняют происхождение замысла полотна «Двери Тимура». Это вид на Тамерлановы Ворота – узкий проход между хребтами Мальгузар и Нуратау и картина «Просители милостыни. У дверей мечети» (1874). А уж эскизов костюмов, головных уборов, оружия Верещагин за время своего участия в походе русской армии в Среднюю Азию сделал немало. И все же в картине «Двери Тимура» заложен еще некий символический смысл, которым проникнута вся Туркестанская серия Верещагина. Недаром знаменитое полотно «Апофеоз войны» (1871) первоначально называлось «Торжество Тамерлана». Картины эти возникли под общим впечатлением Верещагина от войны, страшный лик которой он так беспощадно показал в своих произведениях.

Вообще Верещагин был яркой индивидуальностью, необычным художником, который сознательно сторонился своих собратьев и отказался в 1874 году принять звание академика. Человек резкий, неудобный, он защищал свою независимость, избегал, по его словам, «писания и говорения с важными людьми», боялся того, что «последует, когда мне заткнут глотку деньгами». Порой его относят к обширной касте художников-баталистов. Они реалистично показывают войну со всеми ее ужасами, но все-таки не ужасы составляют суть их картин, а воспевание героев и воинского героизма. Верещагин же изначально ставит иную цель. Несомненно, он в чем-то близок Франсиско Гойе (офорты «Ужасы войны»), но испанский художник все-таки отчасти воспел и мужество (по крайней мере, женщин), а также показал садистское извращение – плод войны, в какой-то момент уходя в мир страшного нереального. Верещагин же до банальности реалистичен, но в этом реализме заключена леденящая кровь жуть, беспощадность и при этом полное отсутствие надежды. Даже в сугубо исторической и наиболее близкой к традиционному батализму серии картин о войне 1812 года Верещагин остается верен себе: вспомним картину «Конец Бородинского боя», где главными героями являются не выжившие после страшной сечи воины, а чудовищный вал мертвых тел, заполнивших все рвы и канавы вокруг и устлавших всё, насколько хватает глаз, поле… На выставках воздействие на зрителя картин Верещагина еще больше усиливалось благодаря непривычной развеске полотен, а также оригинальному освещению и даже музыкальному сопровождению. «На черном фоне, при электрическом освещении, — писала В. П. Зилоти, дочь П. М. Третьякова, — эти картины, живые как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали за картинами где-то неслись звуки фисгармонии, певучие, тихие, жалобные… Сейчас слышу, как раздирали душу звуки «Песни без слов» Мендельсона; не было почти никого из публики, кто бы не вытирал слез, а я рыдала, спрятавшись в темный угол комнаты. Помню, как-то наш отец сказал в дни этой выставки: «Верещагин – гениальный штукарь, но – и гениальный человек, переживший ужас человеческой бойни…».

Читайте также:  Арочные двери проемы под них

Ужас живёт за дверью Тимура. Для русского уха имя его – особое, страшное имя в русской истории. Свирепая слава о Железном Хромце (Темир-Аксаке, Тамерлане), затмившем жестокостью Чингисхана и Батыя, стала доходить до Руси задолго до его прихода к южным границам. С востока приходили вести о зверстве этого властителя, покорившего полмира благодаря своему гению великого полководца, хитрого дипломата и беспощадного завоевателя, свирепого убийцы, оставлявшего после себя руины и курганы из человеческих голов. Если походы Тамерлана на Хорезм, Иран, Закавказье непосредственно Руси не касались, то война Тамерлана с ханом Тохтамышем очень беспокоила Москву. Дело в том, что сжегший в 1382 году хан Тохтамыш долго был ставленником Тимура, который помог ему захватить трон Золотой Орды. Правда, Тохтамышу, несмотря на помощь Тимура, не везло, пока его главный соперник Мамай не был разбит Дмитрием Донским в 1380 году на Куликовом поле. Эта победа и гибель Мамая позволили Тохтамышу не только укрепиться в Золотой Орде, но и вернуть Русь в монгольское ярмо. Правда, вскоре Тохтамыш, став полновластным правителем Золотой и Белой орды, как это часто бывает, забыл благодеяния Тамерлана, что привело к войне, затянувшейся почти на десять лет. Поход Тимура на Русь и был эпизодом войны Тамерлана с Тохтамышем. В 1395 году армия Тамерлана уничтожила Сарай-Берке, Астрахань, Азов и дошла до окраин Рязанской земли – города Ельца. Гибель Руси казалась неизбежной. Беда нависла над Русью. Молодой князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, вывел русские войска к Коломне и стал на берегу Оки, не решаясь, как некогда отец, перейти на ее правый берег. В Москву стекались беженцы, город готовился к осаде. Но при этом над всей Русью висела какая-то безнадежность – Тимур был непобедим. Летописец писал, что люди пребывали в глубокой печали и отчаянии, беспрестанно молясь Богу. Вот тогда-то, «боясь нашествия безбожных», было решено привезти из Владимира знаменитую икону Богородицы. Когда икону принесли к Москве, город опустел – навстречу ей по Владимирской дороге вышли буквально все горожане. Так был велик страх перед Железным Хромцом и такой горячей, со многими слезами и обетами была молитва, обращенная к Спасительнице Руси. И чудо свершилось: простояв две недели под Ельцом, Тамерлан повернул на юг. Москвичи рассказывли, что, как только принесли икону в Москву, Тамерлана «в тот самый день и час охватил страх и ужас, словно от некоего воинства, идущего от Руси, испугался он и ушел в свою землю». Точно установить, почему неустрашимый полководец повернул назад, трудно. Ясно, что не от ужаса и страха, ему неведомых. Возможно, бедная, малонаселенная страна, расстилавшаяся перед завоевателями, не внушала Тимуру надежд на богатые трофеи (а это была важнейшая цель походов), недаром, вернувшись в свою столицу Самарканд, Тамерлан двинулся в сказочно богатую Индию. Словом, как бы то ни было, Русь чудом спаслась от неизбежной гибели. Правда, некоторые считают, что все-таки злой гений Тамерлана не оставил Россию в покое, когда его в 1941 году выпустили из гробницы, которую не рискнул открыть ни один правитель Средней Азии. Все они боялись проклятия Хромца. Умирая в 1405 году, он позаботился об этом: на нефритовой надгробной плите его могилы написано: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». В 1941 году в рамках «борьбы с предрассудками» было решено вскрыть гробницу Тамерлана, стоявшую неприкосновенной полтысячи лет в усыпальнице Гур-Эмир (Самарканд). Очевидцы рассказывают, что когда 20 июня открыли гроб Тимура, то мавзолей наполнился резким, удушающим запахом смеси какой-то смолы, камфары, розы и ладана, будто из саркофага вырвался некий джинн. Участников экспедиции – завзятых атеистов – это не смутило, они вытащили прах Тимура из гроба и увезли в Москву, где профессор Герасимов изучил череп Тимура и сделал его портрет. И только в декабре 1942 года прах Тимура был возвращен в Самарканд. А тут и война покатилась к победе. Веришь или не веришь, читатель, — дело твое, но не открывай гробов, не трогай старинных дверей!

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка.». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.

Источник

Поделиться с друзьями