Американский роман открывается эссе двери тюрьмы

Содержание
  1. Эффект Даннинга-Крюгера: чего не знают «всезнайки», или иллюзия компетентности
  2. Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу «Я знаю, что ничего не знаю»). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности — так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.
  3. Двери открываются, следующая станция — «Мескалин»
  4. Вечер
  5. Минимализм в интерьере: вся правда о стиле
  6. История минимализма в архитектуре и дизайне интерьера
  7. Минимализм: основные черты стиля
  8. Материалы
  9. Оформление потолков, стен и полов в минимализме
  10. Мебель
  11. Цветовая гамма
  12. Освещение
  13. Декор
  14. Текстиль
  15. Японский минимализм
  16. Скандинавский минимализм
  17. Минимализм = хай-тек?
  18. Минимализм сегодня

Эффект Даннинга-Крюгера: чего не знают «всезнайки», или иллюзия компетентности

Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу «Я знаю, что ничего не знаю»). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности — так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.

Однажды в 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.

«Но на мне же был сок», — пробормотал он.

Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.

Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков — просто он глубоко заблуждался.

На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.

Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.

Эта иллюзия уверенности сегодня известна как «эффект Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.

Чтобы исследовать этот феномен в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько экспериментов. В одном исследовании они задали студентам ряд вопросов о грамматике, логике и юморе, а затем попросили каждого респондента оценить свои результаты в целом, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Примечательно, что студенты, набравшие самый низкий результат в познавательных задачах, всегда переоценивали, насколько хорошо они справились. И наоборот — те учащиеся, что занижали себе оценку, выполняли задания лучше, чем две трети остальных.

Эта «иллюзия уверенности» простирается на сферы за пределами университета и пронизывает реальную жизнь.

В следующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули стены лаборатории и отправились на стрельбище, где они опрашивали любителей стрельбы о безопасности оружия. Аналогично их предыдущим результатам, те, кто отвечал на наименьшее количество вопросов правильно, безумно переоценивал свои знания об огнестрельном оружии.

За пределами фактических знаний, эффект Даннинга-Крюгера можно также наблюдать и при оценке людьми множества других личных способностей.

Если вы посмотрите любое шоу талантов, то можете заметить шок на лицах участников, которые не прошли кастинг и были отклонены судьями.

Может показаться забавным, когда люди действительно не подозревают, насколько вводят себя в заблуждение своим же собственным мнимым превосходством.

Безусловно, для нас характерно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, что является статистической невозможностью. И подобные же тенденции наблюдаются, когда люди оценивают свою популярность и когнитивные способности .

Проблема в том, что, когда люди некомпетентны, они не только приходят к неправильным выводам, но, кроме того, они лишены возможности осознавать свои ошибки.

Одно исследование студентов, которое длилось в течение семестра, показало, что успевающие ученики могли хорошо прогнозировать свою эффективность на экзаменах, основываясь на результатах прошлых оценок. Однако самые отстающие учащиеся не признавали своих проблем, несмотря на явные и неоднократные негативные оценки со стороны преподавателей. Вместо того чтобы оказаться в замешательстве, в недоумении или задуматься о своих неверных подходах, несведущие студенты настаивали на своей правоте.

Читайте также:  Он не слышал как тихо отворилась дверь

Как писал Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» (1871):

«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».

В своем классическом исследовании Даннингу и Крюгеру удалось пронаблюдать, что действительно умные люди не в состоянии точно оценивать свои способности. Те студенты, чьи когнитивные показатели были в верхнем квартиле (Верхний квартиль – часть набора данных с наиболее высокими значениями в статистических исследованиях. -Прим. ред.), недооценивали свою относительную компетентность. Такие студенты полагали, что если задачи им даются легко, то, должно быть, они являются легкими и для всех остальных.

Это так называемый «синдром самозванца», и его можно сопоставить с еще одним аспектом эффекта Даннинга-Крюгера, который проявляется тогда, когда ученики с высокими показателями не могут распознавать свои таланты и считают, что другие не менее компетентны.

Разница в том, что действительно компетентные люди, в отличие от некомпетентных, открыты для критики и в состоянии корректировать свою самооценку, исходя из соответствующей обратной связи.

И в этом кроется ключ к неразумному поведению того грабителя банка. Иногда мы пытаемся делать вещи, которые ведут к благоприятным результатам, но иногда — как идея с лимонным соком — наши подходы несовершенны, иррациональны, нелепы или просто глупы.

Фокус заключается в том, чтобы не обманываться иллюзией своего превосходства и систематически пересматривать свою компетентность.

В конце концов, как говорил Конфуций,

«Истинное знание — это знание о невежестве».

Источник

Двери открываются, следующая станция — «Мескалин»

«Двери восприятия» — эссе Олдоса Хаксли, в котором описан его опыт употребления психоделиков (класс психоактивных веществ, — прим. ред.). Книга послужила толчком к массовому изучению «расширения границ познания» под действием наркотиков. Читатель переживает вместе с Хаксли день за «Дверью В Стене».

Хаксли согласился поучаствовать в эксперименте психиатра Хамфри Осмонда и принял галлюциногенное вещество — мескалин. На основе опыта он создал книгу, которая стала культовым текстом для тысяч радикальных интеллектуалов 60-х годов. Эссе «Двери восприятия» вдохновило молодого Джима Моррисона назвать свою группу The Doors. В числе сторонников Хаксли — Кен Кизи, Уильям Берроуз, Тимоти Лири, Карлос Кастанеда.

Его знают как автора антиутопии «О дивный новый мир». В романе он показал общество потребления, в котором искажена всеобщая формула счастья. Но он всегда пытался ее понять. Эксперименты с различными психоделиками означали поиск средств расширения сознания, которые приоткроют «Дверь В Стене», ведущую в мир великих писателей, художников, аскетов и мистиков.

«Я оказался рядом и желал — даже стремился — стать подопытным кроликом. Однажды ясным майским утром я проглотил четыре десятых грамма мескалина (психоделик), растворенных в половине стакана воды, и сел ожидать результатов»

Хаксли написал эссе в 1954 году. Тогда никто не знал, что этот наркотик может нанести существенный удар организму. Психиатры принимали мескалин, чтобы понять ментальные процессы своих пациентов. Индейцы Мексики и американского Юго-Запада использовали кактус пейотль (активный элемент мескалина) в религиозных обрядах.

Тогда Хаксли думал, что мескалин не вызывает привыкание. Он надеялся, что для его сознания станут доступны миры, в котором жили Блейк, Бах . Опыт для писателя означал получить информацию от первоисточника. Человек может читать исследования, диссертации, но собственный опыт намного ценнее. Прочувствовать, а не прочесть — вот к чему он стремился.

Визуальные образы появились через полчаса после принятия таблетки: Хаксли заметил танец золотых огней. Тогда чувственное не победило рациональное. Голова автора не успела перестроиться в другую действительность. За завтраком он удивился сочетанию цветов в небольшой стеклянной вазе: роза, гвоздика и ирис — через полтора часа после принятия таблетки цветы начали сиять внутренним светом.

«Я видел то, что видел Адам в утро творения, — миг за мигом, чудо обнаженного существования»

Дальше — больше. Пространственные отношения ум воспринимал в других категориях. Стены комнаты для Хаксли уже не смыкались под прямыми углами. Но не это было важно в его мире, пространство оставалось тем же, но оно лишалось господства. Разум направлен на интенсивность цвета, узоры и драпировку. Остального не существует. Книги начинают искриться яркими, насыщенными цветами драгоценностей.

Постепенно читатель словно входит в транс. Предложения кажутся бесконечными, сущность вещей — главной, а ощущения — личными. Стираются границы дозволенного, разум отключается. Мысли становятся иррациональными, но при этом притягательными. Весь текст — магия. Стоит упустить одно предложение или задуматься на секунду, и мысль Хаксли станет потерянной и неуслышанной. Эссе — огромная мозаика: каждый элемент важен.

«Мне кажется, его очень много. Но сколько — совершенно неважно»

Через час появляется безразличие ко времени, сверхчувствительное восприятие, а «Дверь В Стене» приоткрывается.

Читайте также:  Как покрасить дверь автомобиля изнутри

Мескалин создает нового человека с абсолютно другими интересами, ценностями и идеями. Это эгоцентричный человек, у которого на первом месте стоят личные чувства и восприятия. Хаксли казалось, что под психоделиком человеческие отношения становятся самыми важными, именно от них индивид получает счастье. На практике писателя это оказалось невозможным.

«Я осознал, что намеренно избегаю глаз тех, кто со мной в комнате»

Мескалин разорвал отношения с земным, личность углубилась в себя. Все связывающие отношения с прошлым миром стали для него безразличны и малозначимы. Вещи воспринимаются как беспредельные и святые . Для автора не существует понятия «просто вещи», всё в мире становится прекрасным и имеет свою цель и смысл.

Днем Хаксли выходит на прогулку, его удивляет торжество цветов. У обочины он видит большой голубой автомобиль и начинает смеяться, пока по щекам у него не покатились слезы. Абсурдность происходящего не кажется ему ненормальной, а поток мыслей не выглядит бессмыслицей. Картинки всплывают перед читателями ненароком, отчего возникает чувство стыда. Постепенно мескалин перестает ассоциироваться с наркотиком, а превращается в ключ, который откроет «Дверь В Стене»: все сияет внутренним светом, а вещи становятся бесконечными в своей значимости. Невольно читатель сам захочет дернуть ручку двери.

«Он дает доступ к созерцанию — но к созерцанию, не сопоставимому с действием и даже волей к нему, с самой мыслью о действии»

Мескалин помогает открыть клапан, который останавливает поток информации и

заставляет мозг воспринимать окружающее во всей своей полноте.

Вечер

Хаксли заходит домой поужинать, не обращает внимания на других гостей. Люди кажутся неинтересными и блеклыми. После он садится в машину, действие мескалина пришло в упадок, но торжество цветов по-прежнему осталось. Яркие машины катились непрерывным потоком, Хаксли снова забился в нескончаемом хохоте.

«Час спустя мы были дома, и я вернулся к этому успокаивающему, но глубоко неудовлетворительному состоянию, известному как “пребывание в своем уме”»

Здесь путешествие писателя должно подойти к концу. Под эффектом действия психоделиков Хаксли рассуждает о замене алкоголя и табака на мескалин.

Вывод автора: люди нуждаются в «химических каникулах». Хаксли ставит вопрос о создании синтетического наркотика, вреда от которого будет меньше, чем пользы. Задача «нового» наркотика — не побег от реальности или секундный кайф , а интенсивные изменения в сознании. Наркотик станет полезен для высокообразованных людей, которые являются жертвами слов и символов. В мире, где образование преимущественно вербально, людям невозможно обращать внимание на что-либо кроме слов и представлений.

Невольно читателя пробивает дрожь. Постепенно он соглашается и приходит к выводу, который делает Хаксли. Наркотики ассоциируются со средством для расширения сознания и познания себя. Яркое описание чувств и эмоций заставляют подумать: «А что, если я тоже попробую?»

«Человек, который возвращается сквозь “Дверь В Стене”, никогда не будет точно таким же, как человек, который в нее вошел. Он будет более мудрым и менее самоуверенным, он будет скромнее в признании своего невежества, но и лучше вооружен для понимания отношений слов к вещам, систематического рассуждения к непостижимой Тайне, которую он пытается — всегда тщетно — постичь»

Хаксли умер в 1963 году в Лос-Анджелесе от рака гортани. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД — 100 мкг.

Светлана Ануфриева, редакция Include

В качестве иллюстраций использованы картины Василия Кандинского из серии « Импровизации »

Источник

Минимализм в интерьере: вся правда о стиле

Минимализм в дизайне интерьера, вопреки распространенному мнению, — это не когда мало. Минимализм — это когда достаточно. А ещё комфортно, функционально и красиво. Звучит заманчиво, правда? Давайте познакомимся с направлением поближе.

История минимализма в архитектуре и дизайне интерьера

Минимализм как течение окончательно сформировался во второй половине XX века. Он пришёл на смену излишне декоративному стилю модерн, который после Второй мировой войны вызывал негативные ассоциации с буржуазным обществом. Изменились также темп и стиль жизни — люди устремились к простоте и надежности.

У истоков минимализма стоит японский стиль, проникший в Западную культуру после войны. Немаловажно влияние конструктивизма. Главные принципы этих течений — строгость, геометризм и соответствие внешнего облика здания его функциям.

Большую роль в возникновении и формировании минимализма сыграл «Стиль» — зародившееся в Нидерландах общество художников. Оно заложило основы будущего течения.

Говоря об истории минимализма в дизайне и архитектуре, нельзя не упомянуть немца Людвига Мис ван дер Роэ . Он стремился максимально упростить внешний облик здания, освободить пространство. Главным девизом его творчества было «меньше — лучше».

Читайте также:  Установить балконную дверь стандартные размеры

Минимализм: основные черты стиля

  • использование натуральных материалов
  • много свободного пространства
  • функциональная мебель
  • геометричность форм
  • закрытые системы хранения
  • монохромная цветовая гамма
  • большие окна
  • скрытые источники света
  • отказ от лишнего декора

Материалы

В минимализме предпочтение отдается натуральным материалам: камень, дерево, кожа, ткани из льна и др. Зачастую их не обрабатывают, делая акцент на грубой фактуре (кирпич, бетон, штукатурка). Использование металла делает интерьер более современным — выгодно смотрятся металлические ножки стульев, столешницы, стойки стеллажей.

Не исключено соседство натуральных материалов с искусственными. Главное — найти между ними баланс. Особое внимание уделяется сочетанию глянцевых поверхностей с полированными, а деревянных — с пластиковыми

Оформление потолков, стен и полов в минимализме

Потолок в стиле минимализм не предполагает никаких сложных конструкций. Самое простое решение — покрыть его краской.

При отделке стен используют бетон, стекло, натуральный камень с ярко выраженным рельефом. Можно облицевать их фактурной штукатуркой или оклеить однотонными обоями без рисунка. Несмотря на красноречивое название стиля, вариантов много.

Пол оформляют с помощью ламината, паркета или керамогранитной плитки. Правила те же: отсутствие рисунков и орнамента, нейтральные оттенки, однотонные материалы.

Мебель

В идеальном интерьере в стиле минимализм мебель занимает лишь 20% пространства. Её главные особенности — геометричность форм, простые натуральные материалы и функциональность. Сочетание в одном предмете мебели нескольких функций (диван-кровать, стол-трансформер) помогает не захламлять пространство. С этой же целью помещение часто оборудуют встраиваемой техникой.

Большое внимание уделяется системам хранения. Лучше всего, если они скрыты — на виду остаются лишь несколько действительно стоящих вещей, отражающих индивидуальность хозяина. Например, идеальным решением для спальни будет просторный шкаф-купе, незаметно вмонтированный в стену.

Цветовая гамма

Ранее мы отметили, что у истоков минимализма стоит японский стиль . Поэтому их цветовая палитра схожа. Преимущественно используются белый , светло- серый , бежевый и коричневый оттенки: они наполняют пространство светом.

Для создания гармоничного интерьера в стиле минимализм дизайнеры используют только два или три основных оттенка. Излюбленным цветом остается белый. Его можно эффектно разбавить с помощью чёрных поверхностей, графического серого цвета или ярких акцентов.

Освещение

Много внимания уделяется естественному освещению. Большие незашторенные окна — отличный способ создать просторное воздушное пространство. В крайнем случае используют горизонтальные или вертикальные жалюзи.

Что касается искусственного освещения, желательно, чтобы источники света были скрыты. На помощь придут софиты, многоуровневые потолки с подсветкой и т.д. Возможно использование лаконичных светильников, торшеров или люстр простой геометрической формы.

Декор

Отказ от лишнего декора — одна из главных черт стиля. В нём нет места статуэткам, подушкам и другим милым безделушкам, на которых невольно останавливается взгляд. Исключение составляют два-три лаконичных предмета и картины соответствующего стиля в простых рамках.

Текстиль

Текстиль почти не используют. Это касается даже оконных штор. В крайнем случае окна прикрывают жалюзи, римскими шторами или японскими панелями. Исключением остается спальня: в ней можно разложить однотонные покрывала и подушки, а на пол постелить мягкий ковер с длинным ворсом.

Японский минимализм

Как мы уже отметили, идеи минимализма пришли в Европу из далекой и загадочной Японии. В этой стране с особой созерцательной философией и частыми землетрясениями люди придумали легкие и мобильные жилища, фактически созданные из бамбука и бумаги. Их было легко переносить и восстанавливать. Плюс, таким конструкциям не угрожали подземные толчки. Высокая плотность населения заставила стремиться к открытым пространствам, а любовь к природе и солнечным лучам помогла создать в доме мягкое, рассеянное освещение без ярких акцентов.

Скандинавский минимализм

На возникновение ещё одной вариации стиля минимализм повлияли северный климат и нехватка солнечного света. Суровые шведы, финны и датчане уже в XIX веке начали отдавать предпочтение просторным помещениям в светлой цветовой гамме. Скандинавский минимализм, пожалуй, самая уютная разновидность этого стиля. Здесь будут уместны комнатные цветы, мягкие пледы и подушки.

Минимализм = хай-тек?

Стиль хай-тек — ультрасовременное проявление идей минимализма. Он возник в 1970-х годах в Великобритании, когда оформление производственных помещений с выставляемым напоказ промышленным оборудованием переросло в самостоятельное течение. Главное отличие от стиля минимализм — дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов. Функциональность — вот что стоит здесь на первом месте.

Минимализм сегодня

Сегодня минимализм — скорее философия, мировоззрение. Спасаясь от ускоряющегося темпа жизни, современный человек стремится создать незахламленное светлое пространство, полное спокойствия и гармонии. Интерьер в стиле минимализм справляется с этой задачей на отлично.

Источник

Поделиться с друзьями